Антитеррористическая безопасность

9dfc6f251b1c51322b4a506b71dd3256.jpg

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
для должностных лиц по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей на территории
ФГБУ ДПНС «Теремок» Минздрава России.

 
Порядок действий при угрозе совершения (совершении) террористического акта.

  
   

    1.      ВВЕДЕНИЕ.
Настоящая Типовая инструкция разработана в целях обеспечения антитеррористической безопасности объектов с массовым пребыванием людей и устанавливает порядок действий руководителей и персонала при возникновении угрозы совершения террористического акта, либо при его совершении.
Типовая инструкция предназначена для использования руководителем, персоналом в учреждениях культуры, здравоохранения, образования и науки, социального обслуживания населения, на спортивных объектах.
Типовая инструкция носит общеотраслевой характер и подготовлена на основе обобщения ведомственных требований, с учетом федерального законодательства, нормативно-правовой базы Краснодарского края, города-курорта Сочи и специфики деятельности объектов данной категории.
Антитеррористическая защита учреждений и организаций (далее – объекта) – комплексная задача. Это физическая защита самого объекта, его сотрудников и посетителей, оснащение объекта техническими средствами охраны и связи, взаимодействие его администрации и службы охраны с правоохранительными органами.
При возникновении угрозы совершения террористического акта или его совершении общее руководство мероприятиями осуществляет руководитель объекта, который обеспечивает максимальную безопасность персонала, посетителей объекта и самого объекта, создает условия, способствующие расследованию преступления правоохранительными органами.
В Типовой инструкции применяются следующие основные понятия, относящиеся к сфере противодействия терроризму:
Террористический акт – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Контртеррористическая операция – комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.
        2. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ.
Комплекс мероприятий по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов включает в себя:
•        применение средств инженерно-технической защиты, в том числе:
•          ограждение периметра территории объекта;
•          охранное освещение объекта и прилегающей территории;
•          функционирование контрольно-пропускных пунктов;
•          осуществление осмотрового и пропускного режима с использованием инженерно-технических средств: ворот, шлагбаумов, электронных и механических запирающих устройств, систем контроля управления доступом, охранного телевидения, стационарных и ручных металлообнаружителей, зеркал для осмотра автотранспорта и др.;
•          система видеонаблюдения с возможностью архива видеозаписи не менее 30 суток и выводом сигнала на посты охраны с целью непрерывного наблюдения и своевременного реагирования на изменение оперативной обстановки;
•          система охранной сигнализации;
•          автономная система экстренного оповещения о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций и управления эвакуацией.
•          заключение договоров на оказание охранных услуг с охранными организациями, имеющими в перечне разрешенных видов услуг лицензии пункт 7 – охрану объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных частью третьей статьи 11 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности».
•          организацию пропускного и внутриобъектового режимов, которые устанавливают порядок доступа различных категорий граждан на территорию, объекты и в помещения, обеспечивают исключение бесконтрольного пребывания посторонних лиц и нахождения транспортных средств, попыток вноса (ввоза) и проноса (провоза) запрещенных предметов (взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объекты. Периодический обход и осмотр зданий (сооружений), складских, подсобных помещений, систем коммуникаций и прилегающей территории.
•          наличие информационных стендов и наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников и посетителей объекта при обнаружении подозрительных лиц или предметов, поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объекте, а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
•          разработку и утверждение служебной документации, в том числе:
•          паспорта безопасности объекта, разработанного, согласованного и утвержденного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
•          плана межведомственного взаимодействия учреждения с территориальными органами безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
•          нормативного акта о назначении должностного лица, ответственного за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта и организацию взаимодействия с территориальным органом безопасности, территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальным органом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
•          функциональных обязанностей должностного лица объекта, ответственного за выполнение мероприятий по антитеррористической защите объекта;
•          инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам;
•          инструкции (памятки) по действиям должностных лиц и персонала объекта в чрезвычайных ситуациях;
•          должностных инструкций сотрудников охраны;
•          схемы оповещения персонала и посетителей объекта в условиях угрозы возникновения либо возникновении чрезвычайной ситуации;
•          плана эвакуации работников и посетителей объекта, в случае получения информации об угрозе возникновения либо возникновении чрезвычайной ситуации.
•          теоретические и практические занятия по противодействию терроризму:
•          обучение персонала способам защиты и действиям в условиях угрозы совершения или при совершении чрезвычайной ситуации;
•          проведение с работниками инструктажей и практических занятий по действиям при выявлении посторонних лиц, обнаружении подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;
•          проведение учений, тренировок по безопасности и своевременной эвакуации работников и иных лиц, находящихся на объекте, при получении информации об угрозе совершения террористического акта, либо о его совершении.
        2.1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ.
  Основными задачами охраны объектов с массовым пребыванием людей являются:
•          защита охраняемых объектов, предупреждение и пресечение противоправных посягательств и административных правонарушений на охраняемых объектах;
•          обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектового режимов;
•          участие в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие диверсионно-террористических актов.
Система охраны объекта включает в себя совокупность сил и средств для выполнения задач по охране объекта. Она должна соответствовать особенностям охраняемого объекта, уровню его оборудования инженерно-техническими средствами охраны (ИТСО), обстановке в его окружении и обеспечивать наиболее эффективное и экономически рациональное использование имеющихся сил и средств.
Система и способ охраны отражаются в документации по организации охраны объекта.
Важная роль принадлежит системе профилактических мероприятий, которая, как правило, включает в себя регулярное получение информации о состоянии защищенности объекта, выделенных участков (зон); своевременное вскрытие недостатков и нарушений технологических регламентов работы ИТСО, выявление лиц, пытающихся без видимых оснований или при подозрительных обстоятельствах проникнуть на объект.
  2.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА.
  Руководитель объекта, должностное лицо, ответственное за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта ОБЯЗАНЫ:
•          организовать охрану объекта и проводить регулярную проверку организации его охраны, технической укрепленности, оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации (ОПС) и выполнение сторонами обязанностей по договору;
•          проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) детальный анализ особенностей охраны объекта с определением уязвимых мест. Разрабатывать исходные требования на оборудование объекта техническими средствами охраны (ТСО);
•          своевременно актуализировать паспорт безопасности объекта, издавать соответствующую нормативную документацию (приказы, распоряжения, планы) по совершенствованию безопасности и антитеррористической защищенности объекта;
•          обеспечивать контроль за неразглашением особенностей функционирования аппаратуры сигнализации и связи; разъяснять персоналу объекта необходимость соблюдения этого требования;
•          организовать соблюдение пропускного и внутриобъектового режимов;
•          обеспечивать своевременный капитальный ремонт инженерных коммуникаций, кабельных линий, модернизацию ТСО;
•          совместно с должностными лицами подразделения охраны организовать обучение руководящего состава, сотрудников службы безопасности и персонала объекта действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;
•          проводить совместно с руководителем службы безопасности (охраны) тренировки с сотрудниками охранных структур для выработки и приобретения навыков по осуществлению необходимых мероприятий, как при выявлении подозрительных лиц и обнаружении предметов, других признаков подготовки терактов, так и мер по локализации и минимизации его последствий;
•          осуществлять внеплановые проверки несения службы сотрудниками охраны, в том числе в ночное время и выходные дни.
        2.3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ОБЪЕКТА.
  Основой обеспечения надежной защиты объекта от угроз террористического характера и иных посягательств экстремистского характера является их надлежащая инженерно-техническая укрепленность.
Инженерно-техническая укрепленность объекта – это совокупность мероприятий, направленных на усиление конструктивных элементов зданий, помещений и охраняемых территорий, обеспечивающее необходимое противодействие несанкционированному проникновению (случайному проходу) в охраняемую зону, взлому и другим преступным посягательствам.
В целесообразных случаях для усиления защиты объекта и оперативного реагирования применяются системы контроля и управления доступом, охранного телевидения и оповещения.
В обоснованных случаях, по согласованию с территориальным подразделением вневедомственной охраны, допускается для защиты отдельных конструктивных элементов объекта и уязвимых мест использовать только системы контроля и управления доступом или охранного телевидения, при наличии в них устройств, выполняющих аналогичные функции систем охранной и тревожной сигнализации.
Организация и проведение противопожарных мероприятий, включая оснащение объекта системой пожарной сигнализации, осуществляется в соответствии с действующими нормативными документами Государственной противопожарной службы МЧС России.
Пожарная сигнализация, при наличии технической возможности, подключается на отдельные номера пультов централизованного наблюдения.
Ограждения периметра, отдельных участков территории объекта должно исключать случайный проход людей (животных), въезд транспорта или затруднять проникновение нарушителей на охраняемую территорию объекта, минуя главный вход (контрольно-пропускной пункт, калитки, ворота и другие официальные проходы).
Ограждение, как правило, должно выполняться в виде прямолинейных участков, с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны.
К ограждению не должны примыкать какие-либо пристройки, кроме зданий, являющихся продолжением периметра. На последних, если это одноэтажное здание, следует также устанавливать дополнительное ограждение.
Ограждение не должно иметь лазов, проломов и других повреждений, а также не запираемых дверей, ворот и калиток.
Выбор конструкций и материалов основного ограждения объекта, обеспечивающих требуемую надежность защиты объекта, производится в соответствии с категорией объекта (техническим паспортом объекта, другими руководящими и нормативными документами).
Ворота устанавливаются на автомобильных въездах на территорию объекта. По периметру территории охраняемого объекта могут устанавливаться как основные, так и запасные или аварийные ворота.
На отдельных участках периметра объектов и с внешней стороны ворот на объектах (в соответствии с ведомственными требованиями) следует устанавливать специальные устройства для ограничения скорости движения автотранспорта.
Конструкция ворот должна обеспечивать их жесткую фиксацию в закрытом положении.
Ворота с электроприводом и дистанционным управлением должны оборудоваться устройствами аварийной остановки и открытия вручную на случай неисправности или отключения электропитания.
Ворота следует оборудовать ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения).
При использовании замков в качестве запирающих устройств основных ворот, следует устанавливать замки гаражного типа или навесные. Запасные или аварийные ворота со стороны охраняемой территории должны запираться на засовы и навесные замки.
Калитка запирается на врезной, накладной замок или на засов с навесным замком.
Объект, на котором установлен пропускной режим, оборудуется контрольно-пропускным пунктом (КПП) для прохода людей и проезда транспорта. Помещения (места) для выполнения своих обязанностей сотрудниками охраны располагаются и оборудуются таким образом, чтобы обеспечивалось удобство выполнения служебных обязанностей этими лицами.
В помещениях (местах) для выполнения служебных обязанностей должны находиться:
•          технические средства приема сигналов оповещения населения;
•          технические средства связи (телефон, тревожная кнопка, селектор);
•          стенд с документацией службы охраны;
•          резервный источник освещения;
•          уборочный инвентарь, урны;
•          стол с закрывающимся на замок ящиком, необходимое количество стульев;
•          закрываемый ящик для хранения ключей от служебных помещений, сдаваемых в конце рабочего дня ответственными лицами.
Осмотр автотранспорта на КПП рекомендуется осуществлять с использованием смотровых площадок, эстакад и применением зеркал для осмотра автотранспорта.
Для пропуска на объект сотрудников и посетителей КПП оборудуется системой контроля доступа – электронными и механическими запирающими устройствами, турникетами и средствами технического контроля, стационарные металлодетекторы. В случае если рядом с КПП отсутствуют въездные ворота, конструкция турникетов не должна препятствовать экстренной эвакуации людей.
Устройства управления механизмами открывания, прохода/ проезда, охранным освещением и стационарными средствами досмотра должны размещаться в помещении КПП или на его наружной стене со стороны охраняемой территории. В последнем случае должен исключаться доступ к устройствам управления посторонних лиц.
Окна КПП и двери должны оборудоваться защитными конструкциями. Для контроля в неурочное время подъезжающего транспорта и прибывающих граждан сплошные ворота и входная дверь на территорию объекта должны быть оборудованы смотровыми окошками и «глазками», целесообразно также использовать средства видеонаблюдения и переговорное устройство.
Места несения службы охранниками оборудуются индивидуальными средствами защиты с целью воспрепятствования проникновению преступников, обеспечения личной защищенности охраны и возможности принятия мер противодействия.
Двери входных групп объектов должны быть исправными, хорошо подогнанными под дверную коробку и обеспечивать надежную защиту помещений объекта.
Входные наружные двери, по возможности, должны открываться наружу.
Двухстворчатые двери должны оборудоваться двумя стопорными задвижками (шпингалетами), устанавливаемыми в верхней и нижней части одного дверного полотна.
Дверные проемы (тамбуры) центрального и запасных входов на объект, при отсутствии около них постов охраны, следует оборудовать дополнительной запирающейся дверью.
Оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях охраняемого объекта должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства, в целесообразных случаях оборудованы ТСО.
При оборудовании оконных конструкций металлическими решетками, их следует устанавливать с внутренней стороны помещения или между рамами, которые должны иметь открывающуюся конструкцию.
Решетки должны обеспечивать как надежную защиту оконного проема, так и быструю эвакуацию людей из помещения в экстремальных ситуациях.
Двери и коробки чердачных и подвальных дверей (погрузо-разгрузочных люков) по конструкции и прочности должны быть аналогичны входным наружным дверям, закрываться на замки и опечатываться должностными лицами, определенными администрацией объекта.
Технические средства периметральной охранной сигнализации должны выбираться в зависимости от вида предполагаемой угрозы объекту, требований к уровню его защищенности, помеховой обстановки, рельефа местности, протяженности и технической укрепленности периметра, типа ограждения, наличия дорог вдоль периметра, зоны отторжения, ее ширины.
Технические средства охранной сигнализации периметра могут размещаться на ограждении, зданиях, строениях, сооружениях или в зоне отторжения. Охранные извещатели должны устанавливаться на стенах, специальных столбах или стойках, обеспечивающих отсутствие колебаний, вибраций.
Периметр, с входящими в него воротами и калитками, следует разделять на отдельные охраняемые участки (зоны) с подключением их отдельными шлейфами сигнализации к ППК малой емкости или к пульту внутренней охраны, установленных на КПП или в специально выделенном помещении охраны объекта. Длина участка определяется исходя из тактики охраны, технических характеристик аппаратуры, конфигурации внешнего ограждения, условий прямой видимости и рельефа местности, но не более 200 м для удобства технической эксплуатации и оперативности реагирования.
Все оборудование, входящее в систему охранной сигнализации периметра, должно иметь защиту от вскрытия.
Техническими средствами охранной сигнализации рекомендуется оборудовать все уязвимые места здания (окна, двери, люки, вентиляционные шахты, короба и т.п.), через которые возможно несанкционированное проникновение в помещения объекта.
Устанавливаемые в зданиях технические средства охраны должны вписываться в интерьер помещения и по возможности устанавливаться скрыто или маскироваться.
Для оперативной передачи сообщений на центральный пункт охраны вневедомственной охраны, дежурную часть органа внутренних дел непосредственно или через специализированные охранные структуры о противоправных действиях в отношении персонала или посетителей объект должен оборудоваться устройствами тревожной сигнализации (КТС): механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, мобильными телефонами и другими устройствами.
Система тревожной сигнализации организуется «без права отключения».
Устройства КТС должны размещаться в местах, по возможности незаметных для посетителей.
Устройства КТС на объекте рекомендуется устанавливать:
•          на постах и в помещениях охраны, расположенных в здании, строении, сооружении и на охраняемой территории;
•          у центрального входа и запасных выходах в здание;
•          на охраняемой территории у центрального входа (въезда) и запасных выходах (выездах);
•          в кабинетах руководства организации;
•          в других местах по указанию руководителя (собственника) объекта или по рекомендации сотрудника охраны.
Система оповещения на охраняемом объекте и его территории создается для оперативного информирования людей о возникшей или приближающейся внештатной ситуации (аварии, пожаре, стихийном бедствии, нападении, террористическом акте) и координации их действий.
Оповещение людей, находящихся на объекте, должно осуществляться с помощью технических средств, которые должны обеспечивать:
•          подачу звуковых и/или световых сигналов в здания и помещения, на участки территории объекта с постоянным или временным пребыванием людей;
•          трансляцию речевой информации о характере опасности, необходимости и путях эвакуации, других действиях, направленных на обеспечение безопасности.
Эвакуация людей по сигналам оповещения должна сопровождаться:
•          включением аварийного освещения;
•          передачей специально разработанных текстов, направленных на предотвращение паники и других явлений, усложняющих процесс эвакуации (скопление людей в проходах, тамбурах, на лестничных клетках и других местах);
•          включением световых указателей направления и путей эвакуации;
•          дистанционным открыванием дверей дополнительных эвакуационных выходов (например, оборудованных электромагнитными замками).
Сигналы оповещения должны отличаться от сигналов другого назначения. Количество оповещателей, их мощность должны обеспечивать необходимую слышимость во всех местах постоянного или временного пребывания людей.
На охраняемой территории следует применять рупорные громкоговорители. Они могут устанавливаться на опорах освещения, стенах зданий и других конструкциях.
Оповещатели не должны иметь регуляторов громкости и разъемных соединений.
Коммуникации систем оповещения в отдельных случаях допускается проектировать совмещенными с радиотрансляционной сетью объекта.
Управление системой оповещения должно осуществляться из помещения охраны, диспетчерской или другого специального помещения.
Периметр территории, здания охраняемого объекта должен быть оборудован системой охранного освещения, которое должно обеспечивать необходимые условия видимости территории, периметра здания и ограждения территории.
В ночное время охранное освещение должно постоянно работать. Дополнительное охранное освещение должно включаться только при нарушении охраняемых участков в ночное время, а при плохой видимости и в дневное.
Сеть охранного освещения по периметру объекта и на территории должна выполняться отдельно от сети наружного освещения и разделяться на самостоятельные участки.
        2.4. ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ОХРАНЫ ОБЪЕКТА.
  Охранные организации несут ответственность согласно договору на охрану объекта.
Под охраной объекта подразумевается комплекс мер, направленных на своевременное выявление угроз и предотвращение нападения на охраняемые объекты, совершения террористического акта, других противоправных посягательств, в том числе экстремистского характера, а также возникновения чрезвычайных ситуаций.
Охрана объектов может осуществляться полицейскими, подразделениями вневедомственной или ведомственной охраны, лицензированными охранными организациями, с помощью технических средств посредством вывода сигналов тревоги на местные (автономные) пульты охраны с обязательной подачей экстренного сигнала тревоги в дежурную часть территориального органа внутренних дел или на пункты централизованной охраны подразделений вневедомственной охраны либо сочетанием этих видов охраны.
На объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации может функционировать внутриобъектовая (собственная) служба безопасности, которая координирует свою деятельность с деятельностью подразделений охраны, либо выполняет их функции.
На постах охраны с учетом их функциональности рекомендуется иметь следующую документацию:
•          должностную инструкцию (выписку из табеля постам, памятку) сотрудника охраны объекта;
•          инструкцию по выполнению мероприятий пропускного и внутриобъектового режимов;
•          инструкцию (памятку) по действиям должностных лиц и персонала объекта в условиях угрозы возникновения либо возникновении чрезвычайной ситуации;
•          правила пользования техническими средствами охраны;
•          журнал приема и сдачи дежурства;
•          журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах»;
•          журнал регистрации посетителей;
•          журнал регистрации въезда (выезда) автотранспорта;
•          журнал проверки исправности технических средств охраны (КТС, СКУД, ОПС, видеонаблюдение и др.);
•          список телефонов аварийно-спасательных служб, территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В зависимости от характера объекта допускается объединение отдельных журналов в единый.
Для несения службы по охране объектов подбираются сотрудники лицензированных охранных организаций, имеющие соответствующую подготовку, годные по состоянию здоровья, своим моральным и деловым качествам к этой работе.
Лица, имеющие непосредственный доступ к организации системы охраны, предупреждаются администрацией объекта о недопустимости разглашения сведений о режиме охраны объекта и правилах пользования ИТСО.
Обязанности сотрудника охраны объекта определяются должностной инструкцией, инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режимам, планом охраны объекта. В них сотруднику охраны определяется:
•          место несения службы;
•          задачи по несению службы и ответственность за их невыполнение;
•          порядок приема и сдачи поста, его особенности;
•          список ответственных лиц учреждения, имеющих право вскрытия помещений и доступа на объект в любое время суток, порядок связи с этими работниками;
•          порядок допуска в охраняемые помещения в нерабочее время лиц из числа персонала объекта;
•          порядок взаимодействия с персоналом службы безопасности и другими работниками объекта;
•          порядок приема под охрану и снятия с охраны помещений объекта, выведенных на пульт;
•          порядок проверки исправности ТСО и связи;
•          порядок действий при возникновении чрезвычайных ситуаций, при нарушении посетителями правил посещения объекта;
•          порядок действий при получении сигнала «тревога», а также при проведении учебных тренировок персонала объекта;
•          порядок связи с нарядами соседних постов, персоналом службы безопасности, дежурными ПЦО и территориального органа внутренних дел;
•          порядок (периодичность) доклада руководству подразделения охраны об обстановке и результатах несения службы;
•          порядок действий при проведении на объекте массовых мероприятий;
•          порядок действий и использования спецтехники для выявления мест возможного сокрытия средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при осуществлении пропускного режима;
•          время и место приема пищи.
Наряд охраны объекта непосредственно подчиняется начальнику охраны (старшему наряда), в зависимости от ее вида.
В компетенцию сотрудника охраны входит:
•          проверка документов и пропусков у лиц, проходящих на охраняемый объект или выходящих с объекта;
•          проведение в установленном порядке осмотра вещей, задержание (недопущение прохода) нарушителей пропускного режима, а также лиц, пытающихся незаконно вывезти-ввезти (вынести-внести) оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые вещества, другие средства террора;
•          контроль за работой приборов охранной, охранно-пожарной и тревожной сигнализации, установленных на КПП;
•          сообщение о срабатывании сигнализации непосредственному начальнику, а при необходимости в подразделение охраны, правоохранительные органы, пожарную охрану;
•          принятие мер к задержанию (в рамках установленных полномочий) правонарушителей;
•          ликвидация пожара, участие в предупреждении угрозы взрыва;
•          прием под охрану от материально ответственных лиц помещений для хранения материальных ценностей, включенных в зону охраны поста.
•          Сотрудник охраны должен знать:
•          руководящие документы и правила, определяющие организацию пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемом объекте;
•          структуру предприятия и режим работы его подразделений;
•          образцы различных видов пропусков, накладных, подписей должностных лиц, имеющих право давать распоряжения на проход на охраняемую территорию отдельных категорий работников, которым предоставлено право прохода по ведомственным служебным удостоверениям;
•          порядок пропуска аварийных бригад при стихийных бедствиях, пожарах, авариях и других чрезвычайных ситуациях;
•          правила осмотра вещей и ручной клади, а также проверок вывозимого (ввозимого) груза;
•          места возможного сокрытия и признаки средств террора в автомобильном транспорте и ручной клади при реализации задач пропускного режима;
•          правила пользования техническими средствами для обнаружения взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, средствами охранной и охранно-пожарной сигнализации;
•          порядок задержания правонарушителей и оформления на них материалов задержания (в рамках установленной компетенции);
•          правила техники безопасности и производственной санитарии;
•          расположение первичных средств пожаротушения и связи, порядок пользования ими.
Сотрудник охраны в процессе несения службы обязан выполнять комплекс мероприятий, направленных на недопущение совершения на территории учреждения террористических актов и возникновения других чрезвычайных ситуаций.
При приеме (сдаче) дежурства:
•          совместно со сменяемым сотрудником охраны осуществить обход и осмотр контролируемой территории, а также обследование технической укрепленности подвалов, чердаков, потенциально опасных участков и критических элементов, окон, дверей с целью изучения оперативной обстановки и обнаружения подозрительных предметов. При обнаружении таковых или выявлении взломанных дверей, окон, замков, отсутствия пломб и печатей немедленно доложить руководителю учреждения (ответственному должностному лицу);
•          ознакомиться с имеющимися инструкциями;
•          уточнить систему экстренного вызова специальных служб, руководства учреждения, проверить работоспособность охранной, аварийной и охранно-пожарной сигнализаций, средств связи;
•          принять имеющуюся документацию (инструкции, журналы, план действий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, материальные ценности др.) согласно описи;
•          с разрешения ответственного должностного лица администрации учреждения принять (сдать) дежурство.
•          Во время дежурства:
•          осуществлять пропускной режим, регистрируя посторонних лиц в журнале посетителей;
•          контролировать обстановку в здании учреждения, помещениях и на прилегающих к ним территориях;
•          обеспечивать въезд и выезд автотранспорта на территорию учреждения на основании пропуска или другого разрешительного документа, определенного администрацией учреждения. При этом регистрировать в специальном журнале марку машины, государственный номер, время въезда и выезда;
•          контролировать правомерность парковки автотранспорта в непосредственной близости от учреждения. В случае выявления нарушений правил стоянки и остановки автотранспорта и неповиновения со стороны водителя сообщать об этом в правоохранительные органы и руководству учреждения;
•          осуществлять в дневное и ночное время обход и осмотр территории учреждения согласно схемы-маршрута. При выявлении каких-либо нарушений информировать руководителя учреждения или ответственное должностное лицо, а в случае выявления условий совершения правонарушений, в том числе террористического характера, сообщать об этом в правоохранительные органы;
•          вести журнал «Об оперативной обстановке и принятых мерах», в котором отражать: результаты осмотра территории учреждения – кому доложено; выявленные в течение суток нарушения или ситуации, вызывающие подозрения – кому доложено и какие меры реагирования приняты; результаты обследования технической укрепленности объектов учреждения – кому доложено; информацию о проведенных учениях, тренировках по обеспечению безопасности – время, тема, руководитель, участники; результаты проверок несения службы – кто проверял, выявленные недостатки. В данном журнале может делаться отметка о приеме и сдаче дежурства;
•          инструктировать работников учреждения о порядке действий при обнаружении брошенных (оставленных) предметов, мобильных телефонов, сумок, кошельков и т.п.;
•          содействовать правоохранительным органам и органам безопасности при проведении ими оперативно-разыскных мероприятий на территории объекта.
•          Сотруднику охраны запрещается:
•          оставлять пост без разрешения, в случае внезапного заболевания оповестить старшего наряда и продолжать нести службу до прибытия замены;
•          допускать на охраняемый объект неустановленных лиц;
•          принимать от лиц и заносить на территорию объекта какие-либо предметы;
•          сообщать посторонним лицам какие-либо сведения об обстановке на объекте, технические характеристики оборудования охраны и средств защиты;
•          разглашать сведения об особенностях объекта, порядке хранения ценностей и организации охраны;
•          самостоятельно сдавать на ПЦО под охрану и снимать из-под охраны помещения объекта.
При нападении на объект наряд охраны (постовой), работники данного объекта или сотрудники службы безопасности с помощью тревожной сигнализации подают сигнал «тревога» на ПЦО вневедомственной охраны или в дежурную часть органа внутренних дел или иным способом, используя все имеющиеся каналы связи.
После подачи сигнала «тревога» наряд охраны (постовой) принимает меры для пресечения противоправных действий, задержания правонарушителей и усиления охраны, наблюдения за подходами к объекту. По прибытии наряда полиции поступает в распоряжение старшего наряда и действует по его указанию.
Персонал объекта по сигналу «тревога» прекращает основную деятельность, эвакуируется в безопасное место, в дальнейшем действуют по заранее разработанной инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.
        2.5. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ПО ОХРАНЕ ОБЪЕКТА.
  Служба по охране объекта организуется в соответствии с условиями договора с целью обеспечения:
•          пропускного и внутриобъектового режимов, взаимодействия со службой безопасности объекта, администрацией;
•          охраны объекта или отдельных его помещений, материальных ценностей, выставление постов и маршрутов патрулирования согласно дислокации, контроль за действиями персонала, посетителей (обучаемых, посетителей и т.п.), охраны общественного порядка и пресечения правонарушений в зоне постов и маршрутов патрулирования в рамках своей компетенции;
•          реагирование на сигналы срабатывания средств охран-но-пожарной и тревожной сигнализаций;
•          пресечение несанкционированных проникновений на охраняемый объект;
•          участие в локализации и ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций, в том числе вследствие диверсионно-террористических акций.
Сотрудники охраны выполняют служебные обязанности в составе наряда охраны в форменной одежде, экипированные средствами индивидуальной защиты и вооруженные в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность службы, осуществляющей охрану объекта.
Должностными лицами охраной организации проверяется готовность наряда перед заступлением на службу к ее несению и проводится инструктаж. В инструктаже наряда охраны принимают участие руководители объектов, охранной организации, руководящий и инспекторский состав территориальных подразделений правоохранительных органов.
Контроль за несением службы по охране объекта осуществляется руководителем объекта, охраной организации, должностными лицами, ответственными за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, правоохранительными органами в соответствии законодательством Российской Федерации, требованиями руководящих и иных регламентирующих документов.
Должностные лица, уполномоченные на проверку, имеют право:
•          знакомиться с документами делопроизводства по вопросам режима и организации охраны;
•          проверять организацию службы охраны объектов и исправность ТСО;
•          получать от должностных лиц подразделения охраны информацию о происшествиях, связанных с охраной объекта, и угрозе возникновения либо возникновении чрезвычайной ситуации;
•          давать письменные предложения о временном усилении охраны объекта или его отдельных помещений (подразделений) объектов в пределах установленной штатной численности личного состава.
Результаты проверки организации охраны объекта, предложения по устранению выявленных недостатков оформляются актом.
Уполномоченными должностными лицами исполнительно-распорядительного органа муниципальной власти города-курорта Сочи, в том числе в составе комиссий, в соответствии с утвержденными графиками и план-заданиями, периодически проводится мониторинг состояния защищенности объектов с целью выявления проблемных вопросов и принятия мер к их разрешению.

кар.jpg
         2.6. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОПУСКНОГО РЕЖИМА.
  Пропускной режим на объекты организует руководитель данного объекта. Непосредственная ответственность за обеспечение пропускного режима на объект при повседневной деятельности и в дни организации и проведении мероприятий возлагается на руководителя объекта, должностных лиц, специально назначенных и введенных в штатное расписание учреждения, хозяйствующего субъекта.
Организация пропускного режима на территорию объекта включает выполнение обязанностей должностными лицами, участвующими в обеспечении пропускного режима на объекты и охрану этих объектов (начальника охраны, старшего смены, дежурного вахтера, помощника вахтера, контролера, сторожа), их действия при выполнении служебных обязанностей, при возникновении чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера, в том числе угрозы террористического акта определяются и прописываются в общей инструкции исходя из характера и специфики деятельности.
Данная инструкция утверждается руководителем объекта.
Пропускной режим на территории объектов (на объекты) обеспечивается:
-           созданием охраняемого периметра и контрольно-пропускного пункта (КПП) или постов на входах (выходах) территории объекта или самого объекта;
-           организацией охраны территории объекта и самого объекта;
-           оснащением их (территорий и объектов) инженерными и техническими средствами охраны;
-           созданием бюро пропусков (назначением ответственного лица) и определением должностных обязанностей его работникам
(ответственного лица);
-           тщательным подбором персонала, (ответственного лица) обеспечивающего работу бюро пропусков;
-           организацией четкого разграничения лиц, посещающих объект, и установления порядка их пропуска на территорию объекта в служебное и нерабочее время, а также установление особого порядка пропуска на территорию объекта или объект при организации и проведении спортивно-массовых и зрелищных мероприятий;
-           введением системы постоянных, временных, разовых и материальных пропусков (абонементов, билетов, удостоверений и т.д.), разрешающих право входа на территории и объекты. Определением порядка их учета, выдачи, замены, перерегистрации, возврата, уничтожения и их защиты от подделок;
-           установлением специальных шифров, вкладышей, магнитных карт и других идентификаторов личности, дающих обладателю
право прохода на территории и объекты;
-           определением перечня должностных лиц объекта, имеющих право давать разрешение на выдачу документов соответствующего вида, дающего право прохода на территории и объекты;
-           определением перечня предметов и вещей, разрешенных для вноса (выноса), ввоза (вывоза) на территории и объекты;
-           оборудованием на КПП (вахтах, постах, местах пропуска и т.д.) камер (мест) хранения личных вещей, в том числе и неразрешенных для вноса (ввоза), а также помещений для приема посетителей и мест переговоров посетителей по внутреннему телефону;
-           проведением на КПП (вахте, посту, месте пропуска) организационных и технических мероприятий по предотвращению несанкционированного вноса (ввоза) предметов, имущества и других средств, не имеющих отношения к проводящим работам и проводимым мероприятиям (осмотр вещей и ручной клади, изъятие предметов, запрещенных для проноса на массовые мероприятия, задержание лиц в нетрезвом или наркотическом состоянии, использование рамок металлоискателей и других технических средств, повышающих антитеррористическую защищенность объекта);
-           выделением при необходимости на территории объекта локальных зон с обособленной охраной и ограничением доступа определенной категории лиц в данные зоны (котельные, насосные, лифтовые и другие инженерно-технические сооружения объекта);
-           определением порядка въезда (выезда) транспортных средств на территорию объекта, оборудованием мест для стоянок транспортных средств, определением правил и порядка пользования стоянками для транспортных средств сотрудников объекта, посторонних лиц и посетителей;
-           тщательной разработкой должностных (функциональных) обязанностей лиц, задействованных в организации и обеспечении пропускного режима на объекты и его охраны;
-           разработкой необходимой служебной документации и ее постоянным ведением в интересах персональной ответственности всех должностных лиц, обеспечивающих пропускной режим на объект и его охрану;
-           постоянным, действенным и объективным контролем за выполнением всех мероприятий пропускного режима и состоянием охраны объекта.
        3. ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕРСОНАЛА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ СОВЕРШЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО АКТА НА ОБЪЕКТЕ.
  Руководитель объекта с получением сообщения об угрозе совершения террористического акта ОБЯЗАН:
•          при получении сообщения из официальных источников (территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС и др.):
•          обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;
•          при получении сообщения от анонимного источника по телефону:
•          зафиксировать точное время начала разговора и его продолжительность;
•          при наличии автоматического определителя номера (АОНа) сразу записать определившийся номер на бумаге;
•          при отсутствии АОНа или в случае, если он не сработал, не прерывать телефонного разговора, не класть телефонную трубку на аппарат, а положить ее рядом, с другого телефона позвонить на телефонный узел связи или дежурную часть органа внутренних дел с просьбой установить номер телефона, откуда был сделан анонимный телефонный звонок; • подробно записать полученное сообщение на бумаге;
по ходу разговора отметить:
•          пол (мужской или женский) звонившего и особенности его (её) речи: голос (громкий, тихий, грубый, веселый, невнятный и т.д.), темп речи (быстрый, медленный), произношение (отчетливое, искаженное, с заиканием, шепелявое, с акцентом или диалектом), манера речи (развязная, с издевкой, с нецензурными выражениями), состояние (спокойное, возбужденное);
•          звуковой фон (шум автомашин или железнодорожного транспорта, музыка, звук теле/радиоаппаратуры, голоса и др.);
•          тип звонка (городской или междугородний);
•          по возможности в ходе разговора получить ответы на следующие вопросы:
•          когда, кому и по какому телефону звонит этот человек?
•          какие требования он (она) выдвигает?
•          выступает ли в роли посредника или представляет группу лиц?
•          на каких условиях он (она) или они согласны отказаться от задуманного?
•          как и когда с ним (ней) можно связаться?
•          кому сообщить об этом звонке?
•          добиться от звонящего максимально возможного промежутка времени для принятия решений или совершения каких-либо действий;
•          если возможно, еще в процессе разговора с помощью других сотрудников учреждения или охраны, а если такой возможности нет, то после разговора сообщить о полученном оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса и принимаемых мерах по усилению охраны учреждения;
при поступлении угрозы в письменной форме (посредством Интернета, почтовой связи и т.д.):
•          зафиксировать круг лиц, имевших доступ к документу;
•          не расширять круг лиц, имеющих доступ к документу;
•          в случае если информация получена на бумаге;
•          обращаться с документом максимально осторожно, стараться не оставлять на нем отпечатков своих пальцев, не мять документ, не делать на нем пометок. По возможности убрать его в чистый, плотно закрываемый полиэтиленовый пакет и поместить в отдельную жесткую папку. Сохранять все: документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку, т. к. они могут содержать информацию о преступниках;
•          оценить реальность угрозы для персонала, посетителей и объекта в целом;
•          уточнить у сотрудников охраны сложившуюся на момент получения сообщения обстановку и возможное нахождение подозрительных лиц (предметов) на объекте или вблизи него;
•          сообщить о полученной угрозе оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса и принимаемых мерах по усилению охраны учреждения;
•          поставить задачу персоналу на ограничение доступа посетителей на территорию объекта, обязать их немедленно докладывать при обнаружении подозрительных лиц (предметов) руководителю лично;
•          до прибытия сил, планируемых для участия в аварийно-спасательных и других неотложных работах, приступить к проведению первоочередных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности посетителей, сотрудников;
•          организовать эвакуацию посетителей, персонала с угрожаемого участка территории объекта. При невозможности определения конкретного участка проведения террористического акта – с территории всего объекта. При оповещении посетителей об эвакуации с целью недопущения паники следует употреблять формы сообщения, не раскрывающие истинного характера угрозы и причины эвакуации;
•          организовать перестановку припаркованных автомобилей на расстояние не ближе 100 м от объекта;
•          обеспечить пути подъезда для автотранспорта ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС, скорой медицинской помощи и аварийных служб;
•          отдать распоряжения о подготовке помещений для работы оперативного штаба по проведению контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию по антитеррористической защищенности объекта;
•          организовать встречу спецподразделения ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС, обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта;
•          с прибытием оперативной группы правоохранительных органов доложить обстановку, передать управление её руководителю и далее действовать по его указанию, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий.
Сотрудники охраны, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с получением сообщения об угрозе совершения террористического акта ОБЯЗАНЫ:
•          при получении сообщения из официальных источников (территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС и др.):
•          обратной связью проверить достоверность полученного сообщения;
•          записать в журнале «Об оперативной обстановке и принятых мерах» дату и время получения сообщения, от кого принято;
•          по окончании разговора незамедлительно доложить о нём руководителю объекта (лицу, его замещающему);
•          в дальнейшем действовать по указаниям руководителя.
•          при получении сообщения от анонимного источника по телефону:
•          по окончании разговора незамедлительно доложить о нём руководителю объекта;
•          не разглашать факт разговора и его содержание, максимально ограничить число людей, владеющих полученной информацией, чтобы не вызвать паники и исключить возможные непрофессиональные действия по реагированию на анонимный звонок;
•          после доклада полученного сообщения руководителю объекта (лицу, его замещающему) надлежит по его указанию или самостоятельно довести сообщение оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса;
•          в дальнейшем действовать по указаниям руководителя;
•          в экстренных случаях организовать эвакуацию персонала и посетителей;
•          при поступлении угрозы в письменной форме (по почте и в различного рода анонимных материалах (записках, надписях, информации на диске и т.д.):
•          незамедлительно доложить о поступлении документа руководителю объекта (лицу, его замещающему);
•          после доклада руководителю объекта (лицу, его замещающему) надлежит по его указанию или самостоятельно довести сообщение об угрозе дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса;
•          в дальнейшем действовать по указаниям руководителя.
Сотрудники объекта с получением сообщения об угрозе совершения террористического акта ОБЯЗАНЫ:
•          тщательно осматривать все возможные для совершения актов терроризма места на предмет возможного обнаружения взрывных устройств или подозрительных предметов, мин, снарядов, гранат, самодельных взрывных устройств - в сумках, дипломатах, свертках и т.д. Не предпринимать самостоятельных мер по их обезвреживанию, не трогать и не переставлять их;
•          при обнаружении на территории объекта подозрительных посетителей совместно с сотрудниками охраны принимать меры к их задержанию. Особое внимание обращать на наличие у них каких-либо предметов, свертков и т.д.;
•          при появлении вблизи объекта вооруженных лиц незамедлительно ставить в известность своих руководителей и сотрудников;
•          действовать по распоряжению руководителя с учетом сложившейся обстановки.
        4. ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕРСОНАЛА ПРИ ПОПЫТКЕ ВООРУЖЕННОГО ПРОНИКНОВЕНИЯ И ПРОНИКНОВЕНИИ ВООРУЖЕННЫХ ЛИЦ НА ТЕРРИТОРИЮ ОБЪЕКТА.
  Руководитель объекта с получением информации (сигнала) о попытке вооруженного проникновения или проникновении вооруженных лиц ОБЯЗАН:
-           сообщить оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС о происшествии с указанием наименования объекта и его адреса, от кого поступила информация и другие детали, с какого направления осуществляется вооруженное проникновение, состав вооруженной группы;
-           принять меры к пресечению возможной паники, приступить к эвакуации посетителей и персонала объекта с угрожаемых направлений;
-           отдать распоряжения о подготовке помещений для работы оперативного штаба по проведению контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции;
-           организовать встречу спецподразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС, обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта;
-           с прибытием оперативной группы правоохранительных органов доложить обстановку, передать управление её руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий.
Сотрудники охраны, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с получением информации (сигнала) о попытке вооруженного проникновения или проникновении вооруженных лиц на объект ОБЯЗАНЫ:
•          доложить о происшедшем руководителю объекта (лицу, его замещающему);
•          по указанию руководителя или самостоятельно сообщить оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС о происшествии с указанием наименования объекта и его адреса, от кого поступила информация и другие детали, с какого направления осуществляется вооруженное проникновение, состав вооруженной группы;
•          в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя;
•          в экстренных случаях организовать эвакуацию персонала и посетителей.
Сотрудники объекта при получении информации (сигнала) о попытке вооруженного проникновения или проникновении вооруженных лиц на объект ОБЯЗАНЫ:
-           сообщить о случившемся руководителю объекта оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС о происшествии с указанием наименования объекта и его адреса, от кого поступила информация и другие детали, с какого направления осуществляется вооруженное проникновение, состав вооруженной группы;
-           в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя.
        5. ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕРСОНАЛА ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ ОБЪЕКТА ИЛИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ ОТ НЕГО ПРЕДМЕТА, ПОХОЖЕГО НА ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО.
  Руководитель объекта с получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство, ОБЯЗАН:
•          оценить обстановку и полученную информацию;
•          сообщить оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС об угрозе взрыва с указанием наименования объекта и его адреса, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, другие детали;
•          до прибытия оперативно-следственной группы организовать на безопасном расстоянии оцепление места нахождения подозрительного предмета.
Рекомендуемые расстояния удаления и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, похожего на взрывное устройство:

Взрывчатка или подозрительные предметы Расстояние
Граната РГД-5 Не менее 50 м
Граната Ф-1 Не менее 200 м
Тротиловая шашка массой 200 гр. 45 м
Тротиловая шашка массой 400 гр. 55 м
Пивная банка 0,33 литра 60 м
Чемодан (кейс) 230 м
Дорожный чемодан 350 м
Автомобиль типа "Жигули" 460 м
Автомобиль типа "Волга" 580 м
Микроавтобус 920 м

  -           оградить и перекрыть доступ посетителей и персонала объекта к месту обнаружения подозрительного предмета;
-           отдать распоряжение о запрещении пользоваться радио- и мобильной связью вблизи обнаруженного предмета;
-           отдать распоряжение о подготовке к эвакуации, выключении электроприборов и электрооборудования, нераспространении сведений о сложившейся ситуации, соблюдении организованности, недопущении паники и самостоятельных действий персонала и посетителей;
-           обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы и фиксирования их установочных данных;
-           приступить в случае необходимости к эвакуации посетителей и сотрудников с учетом обхода места обнаружения подозрительного предмета;
-           обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, автотранспорта ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС, скорой медицинской помощи и аварийных служб;
-           отдать распоряжение о подготовке помещений для работы оперативного штаба по проведению контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции;
-           организовать встречу спецподразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС и создать им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта;
-           с прибытием оперативной группы правоохранительных органов доложить обстановку, передать управление её руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий, предоставить руководителю группы поэтажный план объекта и указать место нахождения подозрительного предмета.
Сотрудники охраны, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство, ОБЯЗАНЫ:
•          немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта (лицу, его замещающему);
•          по его указанию довести или самостоятельно сообщить оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС об угрозе взрыва с указанием наименования объекта и его адреса, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, другие детали;
•          провести экстренную эвакуацию посетителей, персонала с угрожаемых участков, силами охраны объекта оцепить опасную зону;
•          обеспечить присутствие лиц, обнаруживших находку, до прибытия оперативно-следственной группы правоохранительных органов и фиксирования их установочных данных;
•          при прибытии групп правоохранительных органов и МЧС действовать по их указаниям.
Сотрудники объекта с получением информации об обнаружении на территории объекта или в непосредственной близости от него предмета, похожего на взрывное устройство, ОБЯЗАНЫ:
•          при обнаружении подозрительного предмета (получении информации о заложенном взрывном устройстве) немедленно сообщить руководителю объекта и сотрудникам отделения охраны;
•          не нарушать (не трогать, не перемещать, не открывать, не развязывать и т.д.) целостность обнаруженных предметов, не предпринимать самостоятельных мер по их обезвреживанию;
•          осмотреть помещение и постараться запомнить приметы посетителей, их поведение, местонахождение;
•          выключить электроприборы, проверить наличие и состояние средств оказания первой медицинской помощи;
•          выполнять указания руководителя объекта;
•          подготовиться к эвакуации, прослушав сообщение по сети оповещения об эвакуации (или по распоряжению руководителя), организовать вывод посетителей с объекта, соблюдая меры предосторожности.
        6. ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕРСОНАЛА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ СООБЩЕНИЯ ОБ УГРОЗЕ МИНИРОВАНИЯ ОБЪЕКТА (МИНИРОВАНИИ).
  Руководитель объекта при получении сообщения (информации) об угрозе минирования объекта лично ОБЯЗАН:
•          сообщить об угрозе минирования оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, другие детали;
•          отдать распоряжения на усиление охраны объекта;
•          организовать эвакуацию посетителей и персонала со всего объекта;
•          до прибытия оперативной группы правоохранительных органов организовать на безопасном расстоянии оцепление объекта, оградить и перекрыть доступ к нему граждан;
•          отдать распоряжение о запрещении пользоваться радио- и мобильной связью;
•          отдать распоряжения о подготовке помещений для работы оперативного штаба по проведению контртеррористической операции, оповестить и собрать специалистов, способных быть проводниками или консультантами для прибывающих сил правоохранительных органов, подготовить документацию, необходимую при проведении контртеррористической операции;
•          обеспечить возможность беспрепятственного подъезда к месту обнаружения предмета, похожего на взрывное устройство, автотранспорта ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС, скорой медицинской помощи и аварийных служб;
•          организовать встречу спецподразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС и обеспечить им условия для проведения мероприятий по предотвращению, локализации или ликвидации последствий террористического акта;
•          с прибытием оперативной группы правоохранительных органов доложить обстановку, передать управление её руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий.
Сотрудники охраны, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта при получении сообщения (информации) об угрозе минирования объекта ОБЯЗАНЫ:
•          незамедлительно доложить о происшедшем руководителю объекта (лицу, его замещающему);
•          по его указанию или самостоятельно сообщить об угрозе минирования оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса, что, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, другие детали;
•          в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя;
•          организовать эвакуацию посетителей и персонала со всего объекта.
Сотрудники объекта при получении сообщения (информации) об угрозе минирования объекта ОБЯЗАНЫ:
•          сообщить руководителю объекта (лицу, его замещающему) об угрозе минирования, по их указанию или самостоятельно сообщить оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса, где, когда обнаружено, от кого поступила информация, другие детали;
•          в дальнейшем действовать по распоряжениям руководителя.
        7. ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕРСОНАЛА ПРИ СОВЕРШЕНИИ ВЗРЫВА НА ОБЪЕКТЕ.
  Руководитель объекта при совершении на территории объекта взрыва ОБЯЗАН:
•          оценить обстановку;
•          обеспечить своевременное оповещение посетителей и персонала объекта;
•          принять все возможные меры, направленные на сохранение жизни и здоровья людей, организовать эвакуацию посетителей и персонала;
•          сообщить о совершении взрыва оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса, принимаемых мерах;
•          отдать распоряжения по принятию мер к спасению раненых и пораженных, оказанию первой медицинской помощи.
•          организовать оказание первой медицинской помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения, вывод посетителей и персонала объекта в безопасные места;
•          организовать встречу спецподразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС, скорой медицинской помощи, аварийных и пожарных служб и обеспечить им условия для проведения мероприятий по локализации или ликвидации последствий террористического акта;
•          с прибытием оперативной группы правоохранительных органов доложить обстановку, передать управление её руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая все меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий.
Сотрудники охраны, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с получением сигнала (информации) о совершении взрыва ОБЯЗАНЫ:
•          немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта (лицу, его замещающему), по его указанию или самостоятельно сообщить совершении взрыва оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса, принимаемых мерах;
•          принять все меры к спасению раненых, оказанию первой медицинской помощи;
•          принять меры к выводу посетителей с объекта согласно плану эвакуации.
Сотрудники объекта при совершении на территории объекта взрыва ОБЯЗАНЫ:
•          сообщить о происшедшем руководителю объекта (лицу, его замещающему), по его указанию или самостоятельно сообщить о совершении взрыва оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС с указанием наименования объекта и его адреса, принимаемых мерах;
•          принять все меры к спасению раненых, оказанию первой медицинской помощи;
•          принять меры к выводу посетителей с объекта согласно плану эвакуации.
        8. ДЕЙСТВИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ, ПЕРСОНАЛА ПРИ ЗАХВАТЕ ЗАЛОЖНИКОВ НА ОБЪЕКТЕ.
 Руководитель объекта с получением информации о захвате заложников на территории объекта ОБЯЗАН:
•          при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим), либо по требованию преступников сообщить о захвате заложников оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС;
•          принять меры к пресечению возможной паники, в случае возможности организовать эвакуацию посетителей, персонала и т.д.;
•          не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам. Принять все возможные меры, направленные на сохранение жизни и здоровья людей;
•          при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, инициативно не вступать в переговоры с террористами;
•          с прибытием оперативной группы правоохранительных органов доложить обстановку, передать управление её руководителю и далее действовать по его указаниям, принимая меры по обеспечению проводимых оперативной группой мероприятий.
Сотрудники охраны, должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с получением информации о захвате заложников на территории объекта ОБЯЗАНЫ:
•          немедленно доложить о происшедшем руководителю объекта (лицу, его замещающему);
•          при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим), либо по требованию преступников сообщить о захвате заложников оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС;
•          не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и человеческим жертвам. Принять все возможные меры, направленные на сохранение жизни и здоровья людей;
•          при необходимости выполнять требования преступников, если это не связано с причинением ущерба жизни и здоровью людей. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной, инициативно не вступать в переговоры с террористами.
Сотрудники объекта в случае захвата в заложники на объекте ОБЯЗАНЫ:
•          не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам;
•          постараться запомнить приметы преступников, отличительные черты их лица, одежду, имена, клички, возможные шрамы и татуировки, особенности речи и манеры поведения, тематику разговоров, вооружение, средства передвижения и т.д.;
•          стараться спокойно переносить лишения, оскорбления и унижения, не смотреть в глаза преступникам, не вести себя вызывающе;
•          при необходимости выполнять требования нападающих. Не противоречить преступникам, не рисковать жизнью окружающих и своей собственной;
•          на совершение любых действий спрашивать разрешение у преступников;
•          при наличии возможности (отсутствии угрозы себе и окружающим) сообщить о захвате заложников оперативным дежурным территориальных подразделений ФСБ, МВД, Росгвардии, МЧС.
При проведении спецслужбами операции по освобождению от преступников руководитель, персонал, посетители объекта обязаны неукоснительно соблюдать следующие требования:
•          лечь на пол лицом вниз, голову закрыть руками и не двигаться;
•          не бежать навстречу сотрудникам спецслужб или от них, так как они могут принять вас за преступников;
•          если есть возможность, держаться подальше от проемов дверей и окон;
•          при ранении постараться не двигаться с целью уменьшения потери крови.
         9.ТЕЛЕФОНЫ ДЛЯ ЭКСТРЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ.
Телефоны экстренных оперативных служб, ЕДДС, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда»
Единый номер экстренных оперативных - служб 112
Информационно-справочная служба Правительства Калининградской области - 8 (4012) 599-078
Оперативный дежурный Правительства Калининградской области - 8 (4012) 935-693
Горячая линия Губернатора по борьбе с коррупцией - 8 (800) 770-00-39, 8 (800) 779-81-15
Горячая линия Министерства Здравоохранения Калининградской области - 8 (4012) 676-006
  Служба пожарной охраны - 01
Служба полиции - 02
Служба скорой медицинской помощи - 03
Аварийная служба газовой сети - 04
Служба «Антитеррор» - 21-48-85
Единая дежурно-диспетчерская служба - 59-64-00
МКУ «Управление по делам ГО и ЧС г. Калининграда» - 92-38-25
С городского/сотового телефона
Единый номер служб экстренного реагирования (пожарной охраны, МЧС, полиции, скорой помощи, газовой службы) - 112
Единый телефон пожарных и спасателей - 01/101
Полиция - 02/102
Дежурный УВД - 8 (4012) 214-639
Скорая помощь - 03/103
Аварийная газовая служба - 04/104
Центр управления в кризисных ситуациях МЧС - 8 (4012) 529-400, 529-406
Поисково-спасательный отряд МЧС - 8 (4012) 529-500
Дежурная часть ГИБДД по г. Калининграду - 8(4012) 552-511
Дежурный ФСБ - 8 (4012) 214-885 (круглосуточно)
Дежурная служба «Антитеррор» - 8 (4012) 214-885
Справочные больниц:
Детская областная: приемный покой - 8 (4012) 217-680 (круглосуточно);
Травмпункт - 8 (4012) 210-578, справка 8 (4012) 213-256.
Областная: экстренное приемное отделение - 8 (4012) 592-903(круглосуточно),
горячая линия - 8 (4012) 578-494.
Центральная городская: приемный покой - 8 (4012) 647-553 (круглосуточно),
справка-регистратура - 8-911-867-86-57